воскресенье, 27 апреля 2014 г.

МОНАХИНЯ МАРИЯ СКОБЦОВА ОБ ОГНЕУПОРНОМ ВЕЩЕСТВЕ, ОКРУЖАЮЩЕМ СЕРДЦА


Я совершенно не понимаю, как в 1937 году монахиня Мария Скобцова, которая через семь лет после этих написанных ею строк примет мученическую смерть в фашистском концлагере, так глубоко чувствовала эпоху. И я совершенно не понимаю, как может быть столь прямой рифма с сегодняшним днём:



"...Мне хочется остановиться на некоторых совершенно своеобразных чертах современного мира, делающих его еще более невыносимым для человека, жаждущего аскетической отрешенности и подвига спасения души. Нет сомнения в его внутреннем и внешнем неблагополучии.


Призрак скорой войны, угашение духа свободы, раздирающие народ революции и диктатуры, классовая ненависть, падение моральных устоев — нет, кажется, таких общественных язв, которыми не болела бы современность.

И наряду с этим нас окружает толпа, не сознающая трагичности эпохи, наряду с этим нас окружает ничем не омраченное самодовольство, отсутствие сомнений, физическая и духовная сытость, почти пресыщенность.

Это не пир во время чумы. В пире во время чумы есть своя огромная трагичность, от него один шаг, один жест до религиозного покаяния и просветления, в нем некое мужество отчаянья. И если на нем окажется человек, желающий дать свою любовь миру, то ему нетрудно будет найти слова и обличения, и призыва, и любви.

Теперь во время чумы систематически подсчитывают свою небольшую дневную выручку, а вечером идут в кинематограф. Нет речи о мужестве отчаянья, потому что нет отчаянья, — есть полная удовлетворенность и полный душевный покой. О трагичности психологии современного человека говорить не приходится. И всякий огненный пророк, всякий проповедник придет в недоумение, с какой стороны подсесть к этому столику в кафе, как осветить сегодняшний курс биржи, как проломать, продавить, уничтожить эту клейкую, тягучую массу вокруг души современного обывателя.

Глаголом жечь сердца людей — но в том-то и дело, что они покрыты толстым слоем огнеупорного вещества — не прожжешь. Иметь ответы на их сомнения — но они и не сомневаются ни в чем. Обличать их — но они уверены в своей маленькой добродетели, в конце концов они себя чувствуют не хуже других. Рисовать им картины будущего суда и вечного блаженства праведных — но они, во-первых, в это не очень верят, а во-вторых, с них совершенно достаточно блаженств этого века.

И эта косность, неподвижность, самодовольство и благополучие современного человечества, конечно, есть нечто, что особенно трудно принять в сердце и полюбить, потому что оно вызывает скорее недоумение, чем жалость. Таким образом вырастает еще больше причин для отрясания праха от ног своих, потому что не очень наглядно, что участие в этой маленькой жизни может в ней что-либо изменить.

Так растет своеобразный возвышенный духовный эгоцентризм. А рядом с ним вообще растут все виды эгоцентризма..."


источник:
http://www.pravmir.ru/tipy-religioznoj-zhizni/

четверг, 10 апреля 2014 г.

HE WITNESSES HAPPINESS...

Мне очень нравится эта тихая и мудрая реклама тайского фонда страхования жизни.
Потому что она не сулит золотых гор и вечного счастья, и трезво говорит про главного героя ролика: "он не станет богаче, не станет известным, его не покажут по телевизору". А дальше следует бесценное и всеосмысляющее "но": "Но он свидетельствует счастью" - которое, как мы видим, создаёт своими руками, своей волей, своим сердцем...


среда, 9 апреля 2014 г.

ДАВАЙТЕ БУДЕМ ВМЕНЯЕМОЙ СРЕДОЙ

Эволюционная психология - это такая удивительная штука, которая доходчиво и убедительно объясняет, зачем человеку понадобилось стать человеком со всеми вытекающими побочными эффектами в виде эмпатии, альтруизма, доверия и тому подобным феерическим явлениям психики. То есть - как наш биовид век за веком обретал нынешние черты, и зачем гомениды начали ухаживать за пожилыми, и почему в связи с этим мы развились так, а не сяк. 

Сейчас залпом поглощаю два источника на эту тему. Первый зарубежный - принстонский известный буддовед Роберт с правильной для профессора и писателя фамилией Райт (Robert Wright). Наслаждаться можно тут: https://class.coursera.org/psychbuddhism-001. Позже процитирую наиболее потрясшую меня лекцию про то, насколько искажённой мозг видит реальность, и почему это важно для нашего выживания, и как этим пользуются политики, чтобы втянуть нас в войну (да! это тизинг!).


срочно читать!
А второй источник - это самый что ни на есть наш биолог и палеонтолог Александр Марков. Он так терпеливо и так много объясняет эволюционную психологию и генетику, что даже мне становится что-то ясно. Ну чуть-чуть конечно.
Вот он в выпуске "Школы злословия", в котором мне особенно понравилось вот это (см. с 20 мин 17 сек: http://www.youtube.com/watch?v=3sWrcpEKhvc):

"Если говорить совсем кратко, нам сейчас приятно или кажется хорошим делать то, что было выгодно генам наших предков. Но это совершенно не значит, что это выгодно нашим генам сейчас, потому что всё изменилось. Наши социально ориентированные модули, сети нейронные в мозге, они развивались для того, чтобы мы наиболее эффективно себя вели в маленьком тесном сплоченном коллективе двуногих приматов в условиях  африканской саванны, грубо говоря"... 

"...Сейчас мы с этим самым мозгом оказались в совершенно другом мире, и когда - это показали нейробиологи - человек размышляет о глобальных проблемах, о политических проблемах, о разных партиях, о президентских выборах, он пользуется теми же самыми кусочками мозга, которые нужны на самом деле и были сделаны эволюцией для выяснения отношений в коллективе из двадцати-тридцати человек. Вот что получается. Естественно, часто наше поведение может теперь уже не соответствовать интересам наших генов..."

весёлые названия!
"...Конечно, гены не определяют наше поведение жёстко, на сто процентов. У нас нет инстинктов таких, как у насекомых. У нас нет запрограммированных стереотипов поведения, которые мы реализуем независимо от обучения, воспитания, среды, семьи, и так далее. У нас есть только некоторые психические предрасположенности. Нам легче научиться одному поведению, чем другому. Маленький ребёнок очень легко учится языку, хватает на лету, грамматику, всё, сложнейшую вещь - человеческий язык - двухлетний ребёнок осваивает моментально. Это означает, что у него от рождения мозг устроен так, чтобы учиться именно этому. Но, с другой стороны, если обучения совсем не будет, то он и не заговорит. Он должен слышать речь. Примерно также и с совестью. Когда человек растёт в какой-то примерно более-менее нормальной культурной социальной среде,  у него на этих задатках развивается совесть. И среда может по-разному влиять на эти задатки, у кого-то больше, у кого-то меньше. 

Грубо говоря, процентов на двадцать вариабельность людей по таким признакам как доброта, доверчивость, готовность поделиться с незнакомым человеком, скажем, деньгами,  зависит от генов, процентов на десять от семьи, процентов остальных семьдесят - от всего остального. В основном это разный жизненный опыт, который человек получает в течение жизни: не семья и не гены". 

По-моему, это хорошие новости. Для меня это вот про что: конечно, целых 30% нашего поведения определяется тем, что уже не переделаешь (семьей и генами). И ежели вовремя хрупкий слой своей культуры не включить, то вот уже рептильный мозг с его реакцией "бей или беги" наливает зрачки яростью. Но на целых 70% то мы можем разгуляться в ту сторону, в которую нам кажется важным и нужным! Формируя те ценности и нормы, которые хотим транслировать и жить. Иными словами, феномен "почему соотечественник не плюётся в парижском лифте" определяется тем,  что среда там рулит его 70% поведения в удачном для лифта направлении. Отсюда я делаю следующий смелый вывод: мы, каждый на уровне своей семьи, или своей маленькой компании, или своей уж тем более большой организации, можем стремиться формировать более здоровые и функциональные 70%  такой среды, которая способствует более адекватному социальному поведению её членов. Чего я нам всем и желаю.    

четверг, 3 апреля 2014 г.

БЕЗ ПАНИКИ: ЧТО ДЕЛАТЬ С ЧУВСТВОМ ВСЕОБЩЕЙ ТРЕВОГИ?


Когда я спросила всяких разных прекрасных предпринимательских друзей своих, о чем написать следующую колонку для hopes&fears, в один голос все они и закричали - срочно пиши про то, как не впадать в общую панику и уныние! А то столько всякого ужасного кругом творится, что работать невозможно!


А я и пишу. На эту тему здорово легла теория Боуэна о семейных системах и о тревоге как базовой характеристике вообще любой группы людей, зачем-то собравшихся вместе. Очень хотелось изложить это максимально доступно и полезно, при этом по дороге не расплескав важные смыслы. Как это у меня получилось или не получилось, обязательно читайте тут: 


http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/experience/management/126909-demon-panic#comment_11143

вторник, 1 апреля 2014 г.

ТАКИ ДЕЛА: КАК СООБЩАТЬ ПЛОХИЕ НОВОСТИ СОТРУДНИКАМ И ПАРТНЁРАМ

Очень люблю писать и работать для бизнеса и про бизнеса. Есть в этом активность, драйв и амбиции - всё как я люблю. Поэтому публикую на hopes&fears колонки про психологию в бизнесе - вот первая ласточка: 

Мои друзья-предприниматели настолько прекрасные, что им неловко сообщать своим партнёрам о повышении цен в связи со свистопляской вокруг бивалютной корзины. Каждый из них рано или поздно обнаруживает себя в этих фрустрирующих ножницах: с одной стороны, мы вынуждены озвучить некую плохую новость, с другой стороны, несём при этом риск серьёзным образом испортить отношения, а то и потерять их.
Как же сообщать плохие новости так, чтобы и озвучить горькую истину, и уважить противоположную сторону? Возможно ли это сделать новой точкой близости в  конкретных отношениях? Психология, как всегда, верит в лучшее. И, как всегда, намекает на то, что придётся здорово постараться. Ниже описываю, как именно:
остальное тут:
http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/experience/management/126299-bad-news


НЕ ОЧЕНЬ ПЕРВОАПРЕЛЬСКОЕ

Hugo Simberg, 1903
...в очередной раз перечитала и в очередной раз потрясена "Рекой Потуданью". Этот текст как густая кровь, и всякий раз пробирает до самых дальних меня пределов. Ну как, как он мог так чувствовать и так писать? Тридцать факин шестой год. За спиной у писателя голод, мелиораторство, впереди остракизм, война, смерть сына, нищета. И каждое слово, каждое междометье, каждая запятая этих двадцати полупрозрачных страниц, бьющихся голубой жилкой - беспощадно в сердце, до изнеможения и до ощущения человеческого существа как жалкого, могучего, и огромного одновременно. А внезапная картинка вообще не в тему - она финского художника, и я её давно боюсь. Побойтесь пожалуйста со мной вместе. Она про обыденность зла, что ли...