Бывает так: восхищаешься по отдельности Бубером, Яломом, гуманистической психологией, а потом всё это - рррраз! - и встречается в концентрированном виде в неспешной тихой речи одного человека. Таковой для меня и оказалась маленькая тоненькая пронзительная книжечка с диалогами митрополита Антония Сурожского. Делюсь:
Мне кажется, очень часто, когда люди произносят: "Я люблю тебя", в этом предложении очень большое "Я", очень маленькое "ты", а "люблю" из глагола, то есть действия, превратилось в крючок, которым зацепили и держат несчастное "тебя".
(с. 152, митрополит Антоний Сурожский, "Бог: да или нет? беседы верующего с неверующим", М., Никея, 2013: всячески рекомендую это издание. И какая суровая, и вместе с тем принимающая, психолингвистика такого маленького, но такого могущественного словосочетания-заклинания...)
"Меня поражает, что у верующих была и до сих пор есть злосчастная тенденция уходить от трудностей и проблем жизни в "благочестие" - в кавычках... Гораздо легче удалиться в свою комнату и произнести: "О Господи, пошли хлеб голодающему!", чем что-то сделать в этом отношении"... Мы уходим в мир безответственной молитвы, вместо того чтобы осознать, что, если я сказал Богу: "Вот нужда - помоги!", я не должен ждать откровения, а должен быть готов услышать внутри себя ответ Божий: "Ты заметил эту нужду - так пойди, займись ею". Так что в этом отношении мы не на высоте, и это одна из причин, почему мы не исполнили своего призвания".
(там же, стр. 109; в этом месте я вообще подпрыгнула до потолка от радости - вот, вот, вот же что я имела в виду всеми своими попытками сказать о деятельной позиции ответственного, созидательного, проактивного добра. Пассивное благочестие для меня граничит с большой неправдой).
"Чувство вины всегда плохо, и виновность - нездоровое отношение к жизни. Она бесполезна. Она разрушить на и убивает самое сознание, что все возможно, что все можно выправить. Нет, я считаю чувство виновности дурным, но оно может стать вызовом и повести к большей радости... Я думаю, что лучше оставить в покое слово "вина" и сделать что-то".
(здесь для меня было большим удивлением, что авторитетный православный мыслитель отрицает пользу чувства вины. Для меня, как непросвещенного с религиозной точки зрения обывателя, концепция религии до сих пор зиждется на глубоко внедряемой в личность чувстве вины. Это ж мне что, придётся свои стереотипы пересматривать???!!!)
"...Иногда бывает: сидишь с человеком, и он для тебя просто - предмет, никак до него не докричаться, не достучаться; и вдруг он открывается перед тобой в своем человеческом облике: живой, глубокий, отзывчивый".
(там же, стр. 28; ну вот как лучше описать чувство контакта, близости, чудо хоть на секундочку открывшегося рядом с тобой человека? Каждый раз и в частной жизни и в терапевтической, это же подарок и изумление. Я пока так сказать не умею. I'm on my way...)