Насколько мы честны с самими собой?
Насколько осознанна наша жизненная (или, например, корпоративная) стратегия?
Как наши действия соответствуют – или не соответствуют – нашей разработанной и
зафиксированной на бумаге стратегии? И наконец – для чего все это? То есть ради
чего, ради реализации какого предназначения все эти немалые старания? На эти
животрепещущие и подчас неприятные вопросы довольно толково можно ответить
самому себе, уйдя с головой (а также с сердцем, душой и другими органами) в
аналитическую табличку Э. Кемпбелла и С. Юнг, которой я и посвящаю этот пост.
Столкнулась я
с ней благодаря курсу по бизнес-коучингу замечательного Жени Солоненко (следующий
набор вот-вот, подробности тут http://ra-zvitie.ru/).
На одном из занятий мы погружались в вечно непростую и вечно вдохновляющую тему
ценностей организации, её миссии и смыслов. Там и всплыла модель миссии
организации, вошедшая в практику под названием Ashridge Mission Model. Она была разработанная
еще в начале 80х на основании исследования пятидесяти трех компаний, и с тех
пор исправно радует своей эффективностью.
Я полагаю, что
под «организацией» можно понимать как огромную корпорацию, так и свою
собственную личность - ведь «Я» каждого из нас тоже является своего рода системой,
которая исповедует совершенно определенные ценности, чувствует в себе
совершенно определенную миссию, и посредством совершенно определенной стратегии
реализует в жизни и эти ценности, и эту миссию.
Внимание,
интрига: «совершенно определенная» миссия, стратегия и ценности существуют даже
тогда, когда для самого человека или организации они не определены. Парадокс,
да. Стратегия у нас есть даже тогда, когда мы не подозреваем о ее
существовании. Как тут не вспомнить Карла нашего Юнга, который сказал: «все, что мы в себе не осознаем, случается в
нашей жизни как судьба». В этом и содержится опасность неосознанной миссии –
на уровне бла-бла-бла мы про благие намерения, а на уровне конкретных действий –
уже одной ногой в аду. Неправда ли, ситуация узнаваемая?
Тем важнее мне
кажется время от времени проделывать упражнение по заполнению этой таблички.
Табличку – в студию:
Как это
работает: живет себе например девушка, симпатичная и работящая. Где-то в
глубине души мечтает, как водится, о принце, в результате эффективной встречи с
которым «они будут жить долго и счастливо». Но навыка проактивных действий в
отношении построения личной жизни нет. Извините, что я так неромантично
выражаюсь.
В один
прекрасный день начинает девушка эту табличку заполнять. И глаза все выше лезут
на лоб: «Батюшки светы, у меня в миссии внезапно нарисовалось «жена и
мама», а в нормах поведения –
двенадцатичасовой рабочий день! Это ж не бьется совсем одно с другим! Мне же в стратегию хочешь не хочешь придется
добавить посещение сайта знакомств или хотя бы раз в неделю в театр выползать!
Но как же мне всю эту активность добавить в стратегию, ежели у меня в ценностях вылезает «скромность» и «не
выпячиваться»???!!!»
Собственно,
для выявления разрывов эта модель и предназначена. В ходе исследования Кэмпбелл
и Юнг пришли к выводу, достойному капитана очевидности: те компании, которые на
системном уровне реализовывали свою стратегию, которая на самом деле
соответствовала их миссии, и где нормы поведения соответствовали декларируемым ценностям,
отличались более мотивированным персоналом и более устойчивым развитием.
Собственно, на то же самое намекает великий и могучий своей поговоркой о том,
что слово как бы не очень должно расходиться с делом. Падение СССР с его жутким
расхождением между декларируемыми ценностями и реальными действиями государства
в отношении гражданина – тому пример. Еще более кафкианскую вариацию на ту же
тему мы наблюдаем в отечестве и сегодня. Данная модель миссии предупреждает: в
случае системного и долгосрочного расхождения система неумолимо движется к
коллапсу.
Поэтому HR-директору, который будет
презентовать собственнику результаты работы с этой моделью миссии, конечно,
сладко не придется. Как вурдалаки, неумолимо попрут несоответствия: на сайте мы
говорим, что «вдохновляем на сотрудничество», а в реальной практике не
оплачиваем сверхурочные; миссия у нас «сервисность», а в стратегии «интенсивный
рост», в который никак не заложены поправки на неизбежное снижение качества
обслуживания; ценность у нас «лидерство», а ежедневная реальность – тотальное заваливание
дед-лайнов.
Но: как и
всякая другая правда, эта правда – полезна. Встретившись с ней, система
становится более осознанной, хоть и испытывает неприятную фрустрацию. Дальше
система – я, вы, организация, страна – может поступить с этой правдой так, как
считает нужным. Можно начать работать над несоответствиями, исправлять их. А
можно сказать себе «я в домике» и продолжать фачить дальше.
За второй
вариант отвечает великая сила сопротивления, благодаря которой каждая система
стремится к стабильности. С одной стороны, она позволяет ей выживать (ведь
каждая консервация увеличивает безопасность). С другой стороны – безнадежно тормозит
развитие, и делает столь сложной такую веселую дисциплину как, например, «управление
изменениями в организации» или личностный рост в ходе психотерапевтического
процесса. Мое сопротивление, например, всячески избегало заполнения пункта «стратегия»
в ходе работы над этой моделью, и это для меня о многом. Очень рекомендую: проделайте
это упражнение и внимательно понаблюдайте за собой – что именно соответствует
во всех областях ромба (вполне возможно, что это и есть зоны вашего самого
большого успеха)? Где явно прослеживаются несоответствия? В каком месте вы
чувствуете самое большое сопротивление? О чем это говорит? Результаты – велком в
комменты :)
Но о
сопротивлении подробнее – в следующий раз! А пока на этом остается пожелать нам
всем хрупкого баланса между гомеостазом и морфогенезом :)
Комментариев нет:
Отправить комментарий