среда, 9 апреля 2014 г.

ДАВАЙТЕ БУДЕМ ВМЕНЯЕМОЙ СРЕДОЙ

Эволюционная психология - это такая удивительная штука, которая доходчиво и убедительно объясняет, зачем человеку понадобилось стать человеком со всеми вытекающими побочными эффектами в виде эмпатии, альтруизма, доверия и тому подобным феерическим явлениям психики. То есть - как наш биовид век за веком обретал нынешние черты, и зачем гомениды начали ухаживать за пожилыми, и почему в связи с этим мы развились так, а не сяк. 

Сейчас залпом поглощаю два источника на эту тему. Первый зарубежный - принстонский известный буддовед Роберт с правильной для профессора и писателя фамилией Райт (Robert Wright). Наслаждаться можно тут: https://class.coursera.org/psychbuddhism-001. Позже процитирую наиболее потрясшую меня лекцию про то, насколько искажённой мозг видит реальность, и почему это важно для нашего выживания, и как этим пользуются политики, чтобы втянуть нас в войну (да! это тизинг!).


срочно читать!
А второй источник - это самый что ни на есть наш биолог и палеонтолог Александр Марков. Он так терпеливо и так много объясняет эволюционную психологию и генетику, что даже мне становится что-то ясно. Ну чуть-чуть конечно.
Вот он в выпуске "Школы злословия", в котором мне особенно понравилось вот это (см. с 20 мин 17 сек: http://www.youtube.com/watch?v=3sWrcpEKhvc):

"Если говорить совсем кратко, нам сейчас приятно или кажется хорошим делать то, что было выгодно генам наших предков. Но это совершенно не значит, что это выгодно нашим генам сейчас, потому что всё изменилось. Наши социально ориентированные модули, сети нейронные в мозге, они развивались для того, чтобы мы наиболее эффективно себя вели в маленьком тесном сплоченном коллективе двуногих приматов в условиях  африканской саванны, грубо говоря"... 

"...Сейчас мы с этим самым мозгом оказались в совершенно другом мире, и когда - это показали нейробиологи - человек размышляет о глобальных проблемах, о политических проблемах, о разных партиях, о президентских выборах, он пользуется теми же самыми кусочками мозга, которые нужны на самом деле и были сделаны эволюцией для выяснения отношений в коллективе из двадцати-тридцати человек. Вот что получается. Естественно, часто наше поведение может теперь уже не соответствовать интересам наших генов..."

весёлые названия!
"...Конечно, гены не определяют наше поведение жёстко, на сто процентов. У нас нет инстинктов таких, как у насекомых. У нас нет запрограммированных стереотипов поведения, которые мы реализуем независимо от обучения, воспитания, среды, семьи, и так далее. У нас есть только некоторые психические предрасположенности. Нам легче научиться одному поведению, чем другому. Маленький ребёнок очень легко учится языку, хватает на лету, грамматику, всё, сложнейшую вещь - человеческий язык - двухлетний ребёнок осваивает моментально. Это означает, что у него от рождения мозг устроен так, чтобы учиться именно этому. Но, с другой стороны, если обучения совсем не будет, то он и не заговорит. Он должен слышать речь. Примерно также и с совестью. Когда человек растёт в какой-то примерно более-менее нормальной культурной социальной среде,  у него на этих задатках развивается совесть. И среда может по-разному влиять на эти задатки, у кого-то больше, у кого-то меньше. 

Грубо говоря, процентов на двадцать вариабельность людей по таким признакам как доброта, доверчивость, готовность поделиться с незнакомым человеком, скажем, деньгами,  зависит от генов, процентов на десять от семьи, процентов остальных семьдесят - от всего остального. В основном это разный жизненный опыт, который человек получает в течение жизни: не семья и не гены". 

По-моему, это хорошие новости. Для меня это вот про что: конечно, целых 30% нашего поведения определяется тем, что уже не переделаешь (семьей и генами). И ежели вовремя хрупкий слой своей культуры не включить, то вот уже рептильный мозг с его реакцией "бей или беги" наливает зрачки яростью. Но на целых 70% то мы можем разгуляться в ту сторону, в которую нам кажется важным и нужным! Формируя те ценности и нормы, которые хотим транслировать и жить. Иными словами, феномен "почему соотечественник не плюётся в парижском лифте" определяется тем,  что среда там рулит его 70% поведения в удачном для лифта направлении. Отсюда я делаю следующий смелый вывод: мы, каждый на уровне своей семьи, или своей маленькой компании, или своей уж тем более большой организации, можем стремиться формировать более здоровые и функциональные 70%  такой среды, которая способствует более адекватному социальному поведению её членов. Чего я нам всем и желаю.    

Комментариев нет:

Отправить комментарий