среда, 17 октября 2012 г.

ПРИВЕТ ЮНГУ! ВЫРАЩИВАЕМ ЛИФТ МЕЖДУ ЭГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ :)


На двухнедельной мастерской по юнгианской песочной терапии (кстати, набирается новый курс), которую я недавно со светлыми чувствами восторга-интереса-ужаса-непознанного прошла у Евгении Трошихиной и Сергея Зелинского, у нас в группе возникла прекрасная метафора взаимоотношений между Эго и Бессознательным:

Ребята, нам всем нужен внутренний лифт. Этот лифт слаженно и бодро курсирует между Эго и Бессознательным, черпая ресурсы как отсюда, так и оттуда. НО: для того, чтобы качественно работал лифт, должен быть Лифтер! Он, собственно, ответственно и заинтересованно наблюдает движение лифта и приглядывает, чтоб не сломался и все такое. 

Это похоже на внутреннюю фигуру Наблюдателя, которая близка психосинтетическому подходу - эта прекрасная часть нас отвечает за повышение осознанности, и с уважительной, но настойчивой Дао-позицией постоянно интересуется: "А из какой точки ты сейчас реагируешь?", "Какая твоя часть сейчас раздражается?", "В чем на самом деле ты нуждаешься в этой ситуации?", "Что было бы наиболее честной обратной связью самой себе в этом опыте?" - ну и тому подобные малоприятные бодрящие вопросы.

Эта метафора помогает объяснить клиентам в терапии их опасения по поводу потенциального утопания в пространстве бессознательного - мол, а ну как я его в себе открою, а оно и начнет мною рулить со страшной силой? И не будет уже в моем, скажем, карьерном продвижении ни малейшего голоса разума, а лишь бурные неосознанные флуктуации бессознательных порывов. И взрослая ответственная позиция в таком случае тут ни разу не порылась, а вы же, товарищ психолог, вроде как ее во мне и выращиваете.

Так вот, что есть на это ответить: одна из целей взросления - это именно что соединение как со своим Эго, так и со своим Бессознательным. И все это соединение происходит под чутким руководством и с полной ответственности Эго, то есть нашей разумной части. С неё, в случае чего, и спрашиваем :) 

Карл наш Густав Юнг не даст соврать. Вот что читаю в его "Воспоминаниях, снах, размышлениях" по этому поводу:

моя любимая фотография Юнга
(нижний ряд, крайний справа)  -
до разрыва с Фрейдом еще несколько лет, а у Юнга
уже такой вид, как будто он что-то замышляет :)
"Если бы только я согласился воспринимать мои бессознательные фантазии как искусство, я стал бы смотреть на них другими глазами - как смотрят, например, кинофильмы. Это, конечно, не сделало бы их более убедительными, не поставило бы меня перед некой моральной проблемой. Но анима могла внушить мне, что я - непризнанный художник и что моя так называемая «художественная» натура дает мне право уйти от реальности. Если бы я пошел за голосом, то однажды неизбежно услышал бы: «По–твоему, эта ерунда, которой ты занимаешься, - искусство? Ни в малейшей степени!» Эта двойственность анимы, это бессознательное внушение могут в конце концов привести к разрушению самих оснований человеческой личности. Но решающим в конечном итоге является все же сознание. Именно оно должно определиться по отношению ко всякого рода бессознательным проявлениям".

Ценными мыслями меня сдобрила Мила Захирина (организатор мастерской, психотерапевт, медицинский психолог) в ходе обсуждения небанальных взаимоотношений между разными частями нашего Я, за что ей большое спасибо:

"Маленький нюанс - из бессознательного идут не только ресурсы. Там все, и негативное, и положительное. И негатив идет также активно (а иногда и больше, чем ресурсов). И не все мы можем освоить, поэтому и работает Эго - фильтрует, адаптирует, анализирует, что-то предъявляет в поведении. Если Эго (сознание, сознательность) слабое, то человек не справляется с потоком, и могут быть разные неприятные последствия. Самый крайний вариант, как считал Юнг, - сумасшествие, когда человек охвачен бессознательным.
И цель интеграции - качественное взаимодействие Эго, бессознательного и того, что в нем находится (Анима/Анимус, Тень и пр.), в том числе установление и работа оси "Эго-Самость". С Эго мы не соединяемся, мы его усиливаем (не до беспредела, конечно же), Эго - это и есть то, что мы называем "это я"".

Ну не красавец ли Юнг???!!! А как у вас с Лифтером?

Комментариев нет:

Отправить комментарий